Как часто вы или ваши друзья сталкивались с проблемой поиска работы, когда вы, вроде бы, хорошо закончили свое обучение в высшем учебном заведении, а на практике, вас то и нанять на работу сложно, ведь вы не обладаете самыми минимальными знаниями. Из-за чего же происходит так, что знания, обретенные во время обучения – не являются тем, что требуется работодателю? И как добиться желаемого результата, чтобы ненароком не потратить более 5 лет жизни впустую?

 

В мире уже давно пересмотрен подход к высшему образованию, во многих странах выпускники ВУЗов обучены в соответствии с потребностями общества – усилении глобализации и мобильности рабочей силы. Удивительно и неправдоподобно слышать, как развитые страны мира выпускают лучших специалистов, которые идут в ногу со временем и на них всегда есть спрос. Секрет их успеха заключается в так называемых квалификационных рамках. Квалификационные рамки(КР) появляются во многих странах с общей системой отсчета, которая поддерживает глобализацию, мобильность рабочей силы и непрерывное обучение. Данный проект рассчитан на три страны – Россия, Украина и Армения. Название же проекта расшифровывается так: INARM (Informatics and Management: Bologna-Style Qualifications Frameworks) - Информатика и менеджмент: квалификационные рамки в стандартах болонского процесса. Не сложно догадаться, что создание КР будет проходить в отраслях информатики и менеджмента. Но для того, чтобы понять, что же собственно создавать, давайте разберемся, что же есть, найдем так сказать отправную точку.

 

Высшее образование преследует 4 цели:

- подготовка к трудовому рынку;

- подготовка к жизни активных граждан демократического общества;

- личное развитие;

- развитие и обслуживание широкого спектра основ передового знания.

Подготовка к трудовому рынку - измерение, которое является, судя по прошлому поколению, самым доминирующим в общественном дискурсе об образовании. Предприниматели жаловались, что текущие системы образования многих стран предоставляют студентам недостаточную подготовку к трудовому рынку, и это беспокойство было одной из движущих сил Болонского Процесса.


Подготовка к жизни как активного гражданина демократического общества:
в то время как демократические учреждения и законы обязательны для демократических обществ, однако они могут только функционировать в обществах, отмеченных демократической культурой, которая является терпимой и принимает разнообразие и открытые дебаты. Демократия в конечном счете зависит от активного участия образованных граждан. Таким образом, образование на всех уровнях играет ключевую роль в развитии демократической культуры. В дополнение к передаваемым (трансверсальным) навыкам, активное участие граждан требует разностороннего образования в разнообразных областях, так же как и пропитывание демократических отношений и ценностей способностью думать критически.


Личное развитие:
к этому аспекту высшего образования политики Болонского Процесса пока еще столь явно в текстах не обратились. В то время как личное развитие, возможно, было бы более явной целью образования и высшего образования, в том числе, на более ранних стадиях развития личности. Личное развитие все еще продолжает оставаться основным предположение об образовании в Европе. Предположение, может казаться спорным в контексте развития массового образования, но, тем не менее, оно должно быть сделано явным. Пока подготовка к трудовому рынку является важной целью образования, цель личного развития не может исчезнуть совсем.


Развитие и обслуживание широкого спектра основ передового знания:
для общества в целом важно иметь доступ к передовому знанию в широком диапазоне дисциплин. На наиболее передовых уровнях знания необходимо соотношение обучения и исследования. Однако, это не означает ограничения только исследованием, так как передовое знание и передача такого знания играют важную роль в широком диапазоне областей и на уровнях ниже того, где ведется непосредственно исследование. Таким образом, пока знание передовых навыков и методов, например сварки, так же как способность развивать их в дальнейшем, возможно, не характеризуются как «исследование», тем не менее, эти навыки и их передача, вероятно, будут иметь значительное место применительно к современному, технологически передовому обществу.

 

Цели ВУЗов часто совпадают с целями высшего обучения, но, как мы все знаем, на практике это далеко не так. Квалификационные рамки же – это единственное описание на национальном уровне или уровне системы образования, которое интернационально понятно и через которое все квалификации и другие достижения, полученные в процессе обучения в системе высшего образования, могут быть описаны и связаны друг с другом последовательно между образовательными квалификациями. Таким образом, больше не будет разногласий между разными учебными заведениями, все они будут придерживаться одного уровня и не будет несовпадений между их целями и предоставленными услугами.

 

Внедрение КР не такое уж и простое задание. Существует 2 важных аспекта, ставящие под угрозу успешную реализацию КР. Во-первых, КР в трех странах были разработаны отдельно от непосредственных исполнителей и заинтересованных сторон с целью ускорить процесс соблюдения требований, установленных на уровне ЕС, что ставит под сомнение успех реализации. Во-вторых, на отраслевом уровне существуют квалификации, которые либо не приняты профессионалами или не предусмотрены высшими учебными заведениями. Эффективное осуществление НКР и, следовательно, ОКР(отраслевых квалификационных рамок) невозможно без сильной сети всех заинтересованных сторон, в том числе гражданского общества и социальных партнеров. Расширение участия работодателей, профсоюзов и образовательных учреждений рассматривается как предварительное условие для успешного осуществления рамок.

 

Таким образом, основной целью проекта является содействие дальнейшему совершенствованию русского, украинского и армянского высшего образования путем разработки отраслевых рамок квалификаций информатики и управления и повышение качества, согласованности и актуальности квалификации наград. Цель будет достигнута за счет выполнения конкретных целей, которые развиваются вокруг создания платформы для активного сотрудничества заинтересованных сторон для определения квалификационных требований для студентов и магистрантов в области информатики и управления, разработки отраслевых рамок квалификаций (ОКР) в области информатики и управления, опираясь на национальные квалификационные рамки целевых стран и Европейской структуры квалификаций, и последнее, но не менее важное, введения в действие ОКР за счет внедрения новых результатов обучения информатики и управления в странах-участницах.

 

Что бы подвести итог, хочу сказать: НКР будет сильным достижением нашей страны. Эта тема актуальна и абсолютно нова. Не вызывает подозрений то, что она будет полезна абсолютно всем – ВУЗам, студентам, работодателям. А также немаловажным фактором является поддержка государства, что еще больше демонстрирует актуальность развития ОКР.